Профессия бухгалтер: какие бывают бухгалтера часть 2

Выбирая будущую профессию бухгалтера, следует знать, к чему готовиться, чтобы работать бухгалтером. Хочется заранее найти ответ на вопрос «Какие бывают бухгалтера». Однако, здесь нет однозначного ответа по причине большого количества вариантов и ситуаций, которые встречаются на предприятиях. Разумеется, ситуация не безнадежна. Само предприятие может подсказать о вариантах профессии бухгалтера.

Размер предприятия и его бухгалтерии определяет объем знаний и требований для «бухгалтера»

Давайте возьмем крайние случаи, поскольку они дадут более четкое представление, что требуется от начинающего бухгалтера. Все, что находится между этими крайностями – есть поиск золотой середины.

 

Первый случай. Какие бывают бухгалтера на предприятиях со штатом бухгалтерии из одного человека? Один человек, представляющий всю бухгалтерию есть никто иной, как главный бухгалтер. И в функции такого человека входит самостоятельно вести весь бухгалтерский учет: от оформления первичных документов, расчета зарплаты до составления баланса и сдачи деклараций по налогам. Здесь нужны все знания бухучета, как для оформления обычных ситуаций, так и специфичные знания – для вида деятельности и системы налогообложения.

Сразу отмечу, что для начинающего бухгалтера такой вариант на добровольных началах не подходит, даже – крайне противопоказан. Если только начинающий бухгалтер не стал «жертвой обстоятельств» или «не принял сознательное решение».

Почему для начинающего бухгалтера противопоказано сразу идти в такую должность? Потому что в бухгалтерской деятельности есть ежеквартальные сроки сдачи различных отчетов и уплаты налогов. Несоблюдение сроков или не сдача вовсе – влечет за собой штрафы и наказания.

Все эти промежуточные отчеты – это как небольшой итог работы предприятия и ведения бухгалтерского учета. У начинающего бухгалтера велика вероятность «завалить» отчетность и вызвать денежные последствия для предприятия.

Исключением для начинающего может быть только наличие у предприятия простого вида деятельности, простой системы налогообложения и небольшого документооборота, а также оперативная помощь грамотного наставника.

Часто на таких предприятиях главный бухгалтер берет себе помощника. Их даже называют замами. Функции новоиспеченного помощника разнообразны: он может быть «бухгалтером материального стола», «бухгалтером на выписке», «кадровиком», «расчетчиком зарплаты» и др.

Есть закономерность, чем «меньше предприятие», на которое берется помощник, тем больше ему нужно знать о бухучете, совсем немного о системах налогообложении и налогах. Но, при этом, нужно обладать конкретными навыками и знаниями по участку учета, на который имеется вакансия.

А могут быть и такие,  очень даже, частые ситуации. Для фирмы у которой имеется один главный бухгалтер, может скрываться несколько предприятий, где учредитель один и тот же. Имеющийся бухгалтер ведет весь бухучет по этим фирмам.

Наступает момент, когда добавляются новые предприятия или объем работ увеличивается, тогда берут еще одного. Происходит перераспределение работ между бухгалтерами. В итоге, наш новый бухгалтер будет выполнять функции главного бухгалтера для новых предприятий, со всей присущей ему ответственностью, обязательствами и требованием знаний от первички  до баланса с налогами.

 

Второй случай. Рассмотрим предприятие, где штат бухгалтеров разделен по своим обязанностям. Кто-то занимается материалами, кто-то зарплатой, кто-то реализацией, другой - оплатой поставщикам и покупателям, кто-то решает задачи по учету НДС, кто-то поступлением услуг и т.д. Как видим, бывают и разные бухгалтера на предприятиях.

Здесь необходимо смотреть на какой участок имеется вакансия. С одной стороны, могут потребоваться минимальные конкретные бухгалтерские знания (сугубо по должности), а знания нормативных документов еще меньше.

А может быть и так, к примеру, вакансия на учет НДС или расчет зарплаты. Вот тут уже придется быть готовым к самым распространенным ситуациям в учете, иметь теоретические знания по налогам. А налоговый кодекс использовать, как настольную книгу.

В имеющихся вакансиях от кандидата будет приветствоваться понимание, как в целом работает бухучет, как взаимосвязаны между собой участки, нужны будут знания оформления документов и навыки занесения их в программы.

 

Золотая середина. Другие варианты, находящиеся между первым и вторым, могут быть представлены так. Главный бухгалтер ведет участки, связанные с налогами: это НДС, налоги на прибыль и прочие налоги. Остальные участки по оформлению первичных документов делят бухгалтера по взаиморасчетам, бухгалтера материального стола, бухгалтера на реализации, кадровики, расчетчики зарплаты и т.д.

Подведем небольшой итог

1. Чем меньше предприятие на которое вы устраиваетесь в качестве помощника/зама – тем больше вам нужно знать теории бухучета и иметь навык разноски первичных документов по бухгалтерским участкам. Требуется хорошее понимание систем налогообложения с их характеристиками.

2. Чем конкретнее вакансия, тем больше вам нужно знать теории бухучета именно по ней, плюс основные знания из налогового кодекса. Необходимо иметь практический навык оформления первичных документов по этой вакансии. При собеседовании вам будет большой плюс, если вы покажете общее понимание, как работает бухучет вообще и, желательно, со спецификой этого предприятия.

3. Если «обстоятельства вас заставили» стать главным бухгалтером – вам срочно нужна помощь работающих бухгалтеров, знающих вашу сферу. Государству не интересно, что вы только учитесь. В сроки налоги не заплатили – получите и распишитесь: штрафы, пени и сам налог. 

Пока вам помогают, вы, в срочном порядке изучаете практический бухучет. К сожалению, книги вам не помогут, у вас не хватит времени. Вам нужно обучение тет-а-тет, по принципу: есть задача – вот такое решение. Параллельно вы занимаетесь самообразованием: курсы, лекции, форумы и т.д.