alt

Помощь по бухучету тем,
кому Книги, Курсы и Лекции
не помогают



Как в бухгалтерском учете различать понятия Затраты и Расходы?

10 Мая 2015 Просмотров: 2504 Comments (0)

alt

Среди разговоров у бухгалтеров всегда мелькают слова Затраты и Расходы. На первый взгляд кажется что эти слова означают одно и тоже. Так ли на самом деле? Давайте внесем ясность, чтобы не попасть впросак.

Первая ситуация заключается в том, что в общении среди бухгалтеров вы будете постоянно слышать слово «Затраты» и слово «Расходы». Ручаться за всех я не могу, но большинство из тех, у кого я спрашивал о разнице этих терминов, чаще пожимали плечами. Все они под этими словами понимали одно и тоже.

Вторая ситуация заключается в том, что различие в этих терминах есть. Насколько оно важное в общении среди обычных, не главных бухгалтеров, я не знаю. По-моему, для них разницы нет. Однако мы с вами сейчас узнаем эту разницу. Вскоре, когда вы начнете разговаривать с бухгалтерами – сможете понять из того что слышите, считать ли сказанное Расходом  или Затратой.

Бухгалтерский учет понятия: Затраты или Расходы

Возьмем пример производство кондитерских изделий. Для начала производства изделий, мы покупаем сахар, муку, повидло, яйца и др.. За эти покупки предприятие рассчитывается с поставщиком, отдает деньги. Можно сказать, что наше предприятие отдает часть своих ресурсов в обмен на ресурсы, нужные самому для производства изделий. Предприятие купило сырье и положило на склад. Надеюсь, здесь все понятно.

Далее идет процесс производства кондитерских изделий и часть купленного сахара, муки и повидла израсходовано на получение определенного количества готовой продукции. А другая часть сырья осталась на складе. Что же мы имеем?

Мы что-то купили для производства, т.е. совершили обмен своих денег на нужные нам «ингредиенты». Мы затратили часть денег, но при этом получили «ингредиенты» и положили их в склад. Иными словами, деньги нашего предприятия не исчезли, а превратились в нужные нам ресурсы для производства.

Но вот процесс производства завершился и на выходе мы получили готовые кондитерские изделия. Далее мы их продаем по розничным ценам, потому как это наша основанная деятельность, приносящая нам Доход.

При этом, заметьте, у готовых изделий имеется не только розничная цена, но и себестоимость. Т.е. та стоимость, которая сложилась из всего, что участвовало в производстве этого изделия. А это, из нашего примера, сахар, мука, повидло, яйца и др. Не забываем про зарплату людей и налоги с нее, электроэнергию и коммунальные платежи ( или же аренда помещения). Вот это все, что участвовало в получении Дохода, называется Расходы. Или скажем по-другому, только та часть Затрат, которые понесло предприятие на получение Дохода – называется Расходы.

Другая часть «ресурсов фирмы», лежащая на складе – это Затраты, поскольку деньги фирмы не пропали, а «видоизменились». Следует заметить, что такие «Затраты» могут превратиться в Расходы, если фирма обанкротилась и эти «Затраты» никому и ни для чего не нужны, т.е. их опять нельзя превратить в деньги.

Полагаю вы заметили, что к Затратам можно отнести то, что имеется в запасе, что-то такое материальное, что мы купили и отложили для дальнейшего использования. А вот купленные нашей фирмой услуги сторонних организаций (электроэнергия, аренда и пр.), а также зарплата людей – это считается сразу Расходами.

понятия Затраты и Расходы для видов деятельности

ВОЗЬМЕМ УСЛУГИ
Основная деятельность, приносящая Доход – это оказание услуг. Услугу может оказывать сам человек и так происходит в большинстве случаев. А может оказывать «оборудование». Например, платежный терминал. Давайте поразмышляем об услугах.

Если взять фирмы оказывающие услуги подобно консультированию, то Затраты на зарплату этого специалиста автоматически становятся Расходами. Налоги с этой зарплаты – тоже Расходы.

Вероятно, у фирмы есть помещение, где наш специалист находится не во время вызова, согласны? Имеется у предприятия литература, Интернет, с помощью которых специалист повышает уровень знаний или ищет решения на поставленные задачи. Есть бухгалтерия, ведущая учет фирмы. А менеджер по работе с клиентами? А другие должности, зависящие от размера фирмы. Все эти люди тоже получают зарплату. Все они задействованы на осуществление консультативной деятельности.

Аренда, электроэнергия, хоз.принадлежности, канцелярия, заправка принтеров, оплата за Интернет – все это Расходы. Тоже самое мы видели и на производстве кондитерских изделий, согласны?

РАССМОТРИМ ТОРГОВЛЮ
Основная деятельность – это продажа товаров. Фирма несет Затраты: меняет свои деньги на товар. Однако не все товары могут быть проданы. Та часть товара, что осталась, будет восприниматься Затратами фирмы. Вернее даже так, деньги, вложенные в товар, имеющийся на складе, следует воспринимать как Затраты фирмы. Понятно, что оставшиеся товары – это  надежда фирмы их продать и получить Доход.

Другая часть товаров, проданная по розничным ценам, содержит в себе себестоимость, не так ли? Себестоимость – это покупная стоимость товаров для нашей фирмы. Так вот, такая себестоимость – это Расходы. Иными словами, проданные товары - это та часть Затрат, которая поучаствовала в получении Дохода и уменьшила Доход на сумму себестоимости. Именно такая часть материальных Затрат переходит в понятие Расходы.

Посмотрите, что есть еще у торгового предприятия - оплата труда, налоги с оплаты труда, аренда, канцелярия, Интернет, мобильная связь, электроэнергия и др. Согласитесь, это ведь похоже на тоже, что мы видели для вида деятельности производство и оказание услуг? Для нашей фирмы это все услуги сторонних организаций, и это – Расходы.

Заключение

В заключении добавлю, что тема основных понятий Затраты/Расходы в бухгалтерском учете на этом не ограничивается. Имеются еще понятия, как группируются эти Расходы в бухгалтерском учете, что может входить в покупную стоимость и т.д. Об этом я расскажу в других статьях.

Есть что уточнить? пишите: 0 комм.



Вверх/